Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

Что такое функциональная грамотность и зачем она нужна

Впервые этот термин был введен 8 сентября 1965 года в Тегеране на Всемирном конгрессе министров просвещения, проходившем под эгидой ЮНЕСКО. Повышение функциональной грамотности населения первоначально рассматривалось как задача увеличения количества людей, охваченных общим образованием. Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач.

Как функциональная грамотность отражена в школьной программе

С 2010 года российские школы работают по федеральным образовательным стандартам, предъявляющим требования к метапредметным результатам обучения, являющимся составными элементами функциональной грамотности.

В апреле 2021 года был введен в действие ФГОС ООО третьего поколения, который уточнил вклад каждого предмета в достижение этих результатов, поставил задачу перехода от формирования отдельных метапредметных результатов к формированию их целостной системы. Для перехода на новые стандартны уже подготовлены примерные учебные программы по всем предметам. Эти программы показывают, что при сохранении баланса между предметной подготовкой и функциональной грамотностью эти образовательные задачи можно решать комплексно.

Составляющие функциональной грамотности

1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

32 от 21.01. О реализации работы по функциональной грамотности Скачать
79.1 от 21.02 О внесении изменений в приказ СОШ п. Сосновка от 17.09.2021 №332.1 Скачать
332,1 от 17.09. О функциональной грамостности Скачать
ВИРТУАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ Скачать

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся:

- Институт стратегии развития образования Российской академии образования (instrao.ru)

- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (resh.edu.ru)

- Банк заданий по функциональной грамотности (prosv.ru)

- Методические рекомендации (miabmc.ru)

- Методический интернет-банк «Банк заданий по ФГ» https://cloud.mail.ru/public/xiK9/gDEHFukDM
- Методический интернет-банк «Материалы для оценки функциональной грамотности» https://cloud.mail.ru/public/KeW1/sf2eJk8vN

Объявления

 

___________________________